Рост цен в строительной отрасли: кто виноват и что делать?
Невзирая на понижение инфляции1 в течение последних 5 лет, рост цен в Рф не только лишь не прекращается, да и опережает инфляцию. Касается это фактически всех отраслей экономики, но в особенности – строительной, также связанных с ней индустрий. В целом, за десятилетие цены тут выросли в 4-10 раз2. И хотя рост цен на различные виды материалов и работ может колебаться в очень широких границах, общая тенденция наглядна. Меж тем, строительный комплекс сформировывает 8% валового внутреннего продукта страны, с ним связаны 30 смежных отраслей3. И настолько активный рост цен может привести к стагнации рынка.
В общем и целом, методика ценообразования у всех производителей схожа. Еще со времен Адама Смита понятно, что стоимость складывается из цены начальных материалов, издержек на изготовка, различного рода издержек и «маржи», которая и обеспечивает прибыль. Часто бизнесменов подозревают в неоправданном завышении последней части. Но практика указывает, что в критериях обычной конкуренции такового рода наценка размеренна и не «делает погоду» в росте цифр на ценниках.
В чем все-таки причина неизменного удорожания, серьезно ли оно сказывается на конечной стоимости строительства и как оказывает влияние на спрос? На эти вопросы мы попытаемся ответить при помощи профессионалов из компаний-производителей стройматериалов.
Для большинства переработчиков существенную часть себестоимости составляет стоимость начальных материалов. И рост этой цены безизбежно тянет за собой увеличение цены конечного продукта. Необходимо увидеть, что предсказать колебания этой составляющей очень тяжело: на их оказывает влияние огромное количество причин ? от денежного курса до политических инициатив. Так, вступление Рф в ВТО непременно повлечет за собой увеличение цен на целые группы продуктов.
К примеру, рост цен коснется ламинированной березовой фанеры, которая обширно употребляется в цельных работах. Связано это с резким конфигурацией экспортных пошлин. С середины 2000-х годов таможенная политика Рф в области экспорта необработанного леса-кругляка повсевременно ужесточалась, пошлины на вывоз непреклонно росли. К 2009 г. они поднялись с 6,5% до 25% от контрактной цены поставок. К 2011 году планировалось прирастить пошлины до запретительных 80%. Но расчет на приток инвестиций в деревопереработку не оправдался. Лесозаготовители оказались в сложной ситуации: экспорт резко сократился, а внутренний спрос практически не вырос (см. рис. 1). Многим пришлось понизить объемы заготовки либо совсем закончить невыгодный бизнес. Потому, невзирая на протекционистские меры правительства, цены на сырье снутри страны росли (в 2011 г. рост составил около 9%4).
Набросок 1. Создание древесной породы необработанной и пиломатериалов в Рф, экспорт древесной породы необработанной, 2001-2012 гг.5
Тем паче не стоит возлагать на стагнацию цены леса после вступления в ВТО. Обязательства Рф предполагают отмену больших таможенных тарифов, что повлечет за собой передел рынка и изменение внутренних расценок. «Рост цен неизбежен, – считает Юлия Ермакова, управляющий отдела маркетинга группы «СВЕЗА», мирового фаворита в производстве березовой фанеры. – С озари 2012 года заработали новые условия: фанкряж, основное сырье для производства фанеры, толика которого в себестоимости конечного продукта превосходит 40%, сейчас будет облагаться экспортной пошлиной всего в 7%. На практике это значит, что за счет неминуемой эскалации вывоза из приграничных областей на внутреннем рынке вероятен недостаток необработанного леса и его удорожание. Как следует, издержки российских производителей на закупку леса также будут расти».
Мировоззрение спеца подтверждается независящей оценкой. Специалисты Ernst & Young и Русской экономической школы предсказали, что вступление в ВТО, принеся определенные выгоды ряду отраслей (металлургия, химия, нефтехимия), плохо подействует на переработчиков древесной породы. По подсчетам исследователей, объем производства таких компаний при тарифной структуре, отвечающей обязанностям Рф в ВТО, может снизиться по сопоставлению с 2006 годом на 6,74%6.
Но даже для тех производителей, которые не столкнулись с издержками вступления в ВТО, сырье является неизменным источником увеличения расходов. Так, в секторе производства сухих строй консистенций его толика в себестоимости добивается 70%. «Естественно, более существенное воздействие на себестоимость оказывают цены на сырье, которые вырастают в среднем более чем на 10% в год», – гласит Анна Вакушина, спец компании «БОЛАРС» (сухие строй консистенции).
Другой стимул роста цен на строй материалы – увеличение курса валюты. Хоть какое ослабление рубля приводит к удорожанию, в особенности приметному там, где велика толика сырья, ввозимого из-за границы.
К примеру, по данным Антона Богданова, директора по маркетингу производителя оконных систем PROPLEX, огромную часть себестоимости составляет конкретно ПВХ, который закупается в Европе (см. табл. 1).
Таблица 1. Структура издержек в производстве оконного профиля (ГК «Проплекс»)
Себестоимость реализованного профиля | 100% |
Сырье | 80,7% |
Производственная амортизация | 5,7% |
Зарплата и налоги сФОТ | 7,1% |
Электроэнергия | 3,5% |
Ремонт производственного оборудования | 2,0% |
Остальные затратные расходы | 1,0% |
«Соответственно, если курс евро в предкризисном 2007 году составлял около 36 руб., а сейчас колеблется вокруг 40 руб., дешеветь оконный профиль не может, – гласит Антон Богданов. – Тем паче что и цена сырья варьирует в приметных границах (см. рис. 2). Разумеется, что если закупочные цены на ПВХ поднялись на 10% в год, ждать, что цена продукции остается на прежнем уровне, не стоит».
Набросок 2. Колебания цены на ПВХ на русском рынке, руб. за тонну, в 2012 г.7
С неувязкой денежного курса сталкиваются и другие русские производители, даже не настолько зависимые от привезенных из других стран компонент. «Непременно, главные поставщики для нашего производства находятся на местности Рф, – гласит Анна Вакушина («БОЛАРС»), – как, вобщем, и главные потребители нашей готовой продукции. Единственным зарубежным сырьем, которое мы закупаем, являются хим добавки, но, без их нереально современное создание сухих консистенций. Потому непостоянность курса рубля, который впрямую оказывает влияние на закупочные цены этих добавок, сказывается на себестоимости конкретным образом».
Такая же ситуация складывается и у переработчиков металла. «Себестоимость, – гласит Денис Васильев, менеджер отдела продаж ОАО «Киреевский завод легких металлоконструкций», – состоит, в главном, из сырья, в этом случае – металлопроката. Если металлопрокат вырастает либо падает, то это значительно повлияет на рост либо понижение цены металлоконструкций. Также, естественно, свою роль играют газ, свет, вода, зарплата служащих и т.д. Это главные причины, которые действуют на общую себестоимость, но главное, естественно, металлопрокат: он дорожает – увеличивается цена, дешевеет – понижается».
Таким макаром, рост цен на материалы и начальное сырье, который происходит как на внутреннем, так и на международном рынке, безизбежно тянет за собой рост цен на продукты тех производителей, которые занимаются глубочайшей переработкой и созданием продукции больших переделов.
Последующий фактор роста цен – неизменное увеличение тарифов естественных монополий. Из рисунка видно, что сначала 2000-х толика электроэнергии очень разнообразила в расходах, но, начиная с кризисного 2008 года, наметился ее рост фактически во всех отраслях. То же можно сказать и о газе (опосредованно – об отоплении). Все же, этот фактор более стабилен и предсказуем, так как тарифы отчасти регулируются государством.
Набросок 3. Толика расходов на электроэнергию в себестоимости продукции базисных отраслей индустрии РФ (по данным исследования НИУ ВШЭ)
Прогнозы, как досадно бы это не звучало, неутешительны: в наиблежайшие годы естественные монополисты планируют предстоящее увеличение цен на свои услуги, снижая тем конкурентоспособность российского производства. И даже если заявления управляющих страны о понижении роста тарифов для промышленности8 не просто декларация, все равно рост составит более 5% раз в год.
Невзирая на бытующее мировоззрение о «дешевизне» энергии и энергоэлементов в Рф, данные молвят об оборотном. Цены на электроэнергию в Рф уже затмили южноамериканские и продолжают расти (рис.4). Динамика цен на газ также не веселит: соотношение цены в Рф и США близко к 0,9 (рис. 5). При этом в свете последних конфигураций на мировом рынке (понижение цены сланцевых углеводородов) можно не колебаться, что монополисты постараются нагнать сокращение наружного спроса за счет внутреннего.
Набросок 4. Соотношение цен на электроэнергию в Рф и США
(по данным исследования Института заморочек естественных монополий)
Набросок 5. Соотношение цен на газ в Рф и США
(по данным исследования Института заморочек естественных монополий)
К монополистам относятся и компании-грузоперевозчики, в особенности – жд. В Рф, из-за повсевременно возрастающих тарифов на этот вид перевозок, складывается феноминальная ситуация, когда автоперевозки оказываются дешевле, ежели перевозки по стальной дороге. Это серьезно тормозит развитие перерабатывающих отраслей и понижает конкурентоспособность наших производителей.
«Металлоконструкции пользуются огромным спросом в Рф, – гласит Денис Васильев (Киреевский завод ЛМК). – Из государств близкого зарубежья энтузиазм проявляют Казахстан и Белоруссия. Но везти в Казахстан нерентабельно, так как огромную роль играют транспортные издержки. К примеру, цена металлоконструкций – 50 тыщ за тонну, а доставка – 100 тыщ за тонну, потому проще делать их на месте, даже теряя в качестве».
Это касается фактически всех отраслей, конкретно связанных со строительством. В последние годы издержки на транспорт могут доходить до 70% цены материалов, тогда как ранее не превосходили 20-25%9. При этом биться с этим фактически нереально. Ах так объясняет сложившуюся ситуацию в собственном интервью изданию «РИА Анонсы – Недвижимость» президент Государственного объединения строителей («НОСТРОЙ») Ефим Басин: «На данный момент есть две компании, входящие в структуру РЖД, – ОАО «1-ая грузовая компания» и ОАО «2-ая грузовая компания», которые перевозят порядка 40% грузов. Остальной объем перевозок приходится на 1800 маленьких компаний-перевозчиков, которые и перевозят все другие материалы, интересующие строителей, к примеру, песок, щебень, щебеночно-песчаные консистенции. Этим компаниям дают вагоны и право на внедрение локомотивов, которые находятся в распоряжении РЖД, также путей и станций, но по остаточному принципу. Получив заявку на перевозку, эти компании неделями ожидают права выйти на пути РЖД. В итоге маленькие перевозчики несут убытки и обязаны завышать цены. Плата за аренду вагонов и перевозки в конечном итоге увеличивает тарифы на 40-50%. Выходит, что формально РЖД не повинна в сложившейся ситуации, а ФАС не находит в тарифах маленьких перевозчиков никаких завышений10».
Еще одним главным фактором увеличения цен является рост вознаграждения работников. Заработная плата и связанные с ней отчисления, к примеру в лесной индустрии, занимают до 20% себестоимости. Среднегодовая индексация зарплаты в Рф находится на уровне 13,9%11, но при всем этом, по воззрению профессионалов, является догоняющей. «Невзирая на то что темпы роста заработной платы работников фанерных комбинатов опережают инфляцию, беспристрастно уровень оплаты труда остается низким. На многих предприятиях рабочие получают на порядок ниже дохода служащих подобных производств в Европе. При всем этом российская продукция удачно соперничает со шведской и финской доской на глобальных рынках, – отмечает Олег Гуторенко, председатель Профсоюза работников лесных отраслей. – Мы рассчитываем на предстоящее повышение зарплаты фанерщиков до уровня, соответственного представлениям об оплате квалифицированного труда».
Суровой нагрузкой для законопослушных производителей становится и специфичность российского таможенного законодательства, до сего времени позволяющая производить ввоз и вывоз сырья по полузаконным и коррупционным «сероватым схемам». Такая практика не только лишь подрывает доверие к муниципальным институтам, да и делает возможность для нерадивой конкуренции, от которой, в итоге, мучается и потребитель.
«Таможенная политика не оказывает влияние на цены, пока компания находится в равных критериях с остальными участниками рынка, – гласит Антон Богданов (компания PROPLEX). Если есть конторы, которые ввозят сырье нерадиво, платя экспортную пошлину с заниженной цены инвойса, мы оказываемся в неравных критериях по сопоставлению с ними. Не считая того, есть неувязка меняющихся правил работы, когда таможня меняет подход к импортеру зависимо от степени выполнения плана по сборам. Нам приходится растрачивать много времени и сил на то, чтоб обосновать, что ввоз происходит под правильными ценами, под правильными кодами и т.д.».
Оказывают влияние таможенные пошлины и на компании, впрямую не связанные с импортом-экспортом. «Так как ввозные пошлины на оборудование и комплектующие для производства высоки, – гласит Дмитрий Галенко, спец «Верхневолжского кирпичного завода», – высочайшей остается и стоимость высококачественного кирпича».
К ряду причин увеличения цен можно добавить и рост спроса. Так, Министерство регионального развития РФ отметило, что в районах строительства огромнейших инфраструктурных проектов (олимпийские стройки, подготовка к приему саммита АТЭС, Универсиада, Чемпионат мира по футболу 2018 и др.) ажиотажный спрос породил спекулятивный подъем цен на стройматериалы. «Естественно, что стоимость находится в зависимости от спроса, – гласит Дмитрий Галенко. – Чем больше спрос, тем выше, очевидно, и стоимость. В этом году, в связи с активизацией строительства в Центральном и Северо-Западном регионах, ожидаем существенного роста цены нашей продукции».
Приблизительно так же лицезреет ситуацию и Николай Фильков, генеральный директор компании «Ингкома», специализирующейся на торговле строй материалами. «Я бы выделил три главных предпосылки роста, – гласит он. – Во-1-х, чисто рыночная, рекламная. С началом каждого строительного сезона производители материалов находятся в ожидании ажитации спроса на продукцию и, соответственно, увеличивают цены. Во-2-х, макроэкономическая причина, связанная с ростом инфляции, тарифов на электричество и газ, которые изменяются в сторону роста сначала каждого года. И, в-3-х, транспортно-логистическая. Тут значительную роль играют цена ГСМ, которые не дешевеют. Также можно выделить и сезонный фактор, который характерен, к примеру, для лесопереработки: весной и осенью, в распутицу, вывоз сырья затруднен, потому появляется определенный недостаток сырья, ведущий, в свою очередь, к увеличению закупочных цен и, соответственно, цен на конечную продукцию».
При сегодняшней ситуации в русской и мировой экономике рост цен – беспристрастная действительность и необходимость. Для того чтоб сдерживать его, необходимы довольно тривиальные меры, как на макроуровне (разумная муниципальная политика в области регулирования тарифов естественных монополий, прозрачность таможенных процессов и эффективное антитрастовое законодательство), так и на уровне субъектов бизнеса (техническое перевооружение производств, увеличение производительности труда, сокращение непроизводственных издержек и т.п.). Дело за малым – волей и желанием всех заинтересованных сторон.
Штора рулонная «Тропики», 80х160 см, цвет салатовый
Штора рулонная «Тропики» употребляется в квартирах и личных домах для приглушения и рассеивания солнечного света. Изделие выполнено в дизайнерском стиле, имеет приятный салатовый цвет и набросок в виде больших белоснежных листьев.
Особенности
Установка осуществляется на створку окна с помощью защелкивающейся системы (заходит в набор) или на стенку либо потолок методом сверления, винты прилагаются. Общая ширина солнцезащитной системы составляет 83,5 см. Ткань к трубе крепится при помощи специального клея. Ширина полотна 80 см, по мере надобности штору можно надрезать до требуемого значения. Высота полотна добивается 160 см, регулируется с помощью цепочки. В сложенном виде поперечник рулона всего 3,6 см. Штору нельзя разглаживать и отбеливать. Допустима только химчистка.
Ключевые параметры
- Тип системы — открытый (без кассеты).
- Полотно — 100% полиэстер.
- Материал утяжелителя — ПВХ.
- Материал подъемного механизма — ПВХ.
- У системы правый либо левый механизм управления. Оборотный механизм отсутствует.
- Оснащается плоским противовесом.
- Гарантия на механическую часть — 1 год.